Вт, 19-Мар-2024, 14:10

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:

Применение инновационных технологий для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся

Мирошниченко Виктория Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г.Енисейска

V79639579518@yandex.ru

 

Аннотация

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении своего собственного  практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Оглавление

  1. Введение
  2. Значение инновационных технологий
  3. Виды технологий используемые в моей работе

    Активные методы обучения

            а) имитационный метод

 б) неимитационный метод

Деловая игра. Судебное заседание: «Обвиняется цифра 0»

  Ролевая игра

  Метод проектов. Проектные задачи

4.  Заключение

5.  Лист опроса обучающихся  (Приложение 1)

6.  Результат эксперимента (Приложение 2)

Введение

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка «обновление, новшество или изменение». Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Но не всякий конечный продукт человеческой деятельности можно назвать инновацией, а только тот, который качественно лучше аналогичных предыдущих, а его "производство" более эффективно.

 

Цель исследования. Исследовать успешность использования инновационного метода  в качестве метода обучения младших школьников.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование учителем новых  технологий  может быть эффективным средством для повышения качества обучения, закрепления  разных умений и навыков.

Задачи исследования.

 1.Анализ инновационных технологий с целью внедрения в практику своей работы

2. Проведение опроса обучающихся с целью выявления видов деятельности, которые нравятся детям

3. Изучение активных методов обучения (АМО)

4. Внедрение в практику работы проектного метода

5. Выяснить как инновационные методы повлияли на творческую инициативу и мотивацию обучающихся с целью повышения качества обучения.

  1. Значение инновационных технологий

Главной задачей инновационной технологии как науки является раскрытие совокупности закономерностей с целью установления и применения на практике наиболее результативных образовательных действий, требующих наименьших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения нужного результата

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Поэтому нам  учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

По данной теме я работаю несколько лет. Работу я начала с того, что провела опрос среди обучающихся (на тот момент четвертого) класса, с целью выяснить: их отношение к  учителю (ко мне), виды деятельности, которые нравятся детям и самое главное, что бы они хотели изменить на уроках (что-то добавить или что-то убрать).

Проведенный опрос 4-а класса, в котором участвовали 18 человек (12 мальчиков и 6 девочек), показал:

- учащимся нравится их преподаватель

- что из всех предметов большинство детей отдают предпочтение внеурочной деятельности (на тот момент проектной)

- 60 % детей используют компьютеры при выполнении домашнего задания

 - что из всех видов деятельности больше всего на уроке дети предпочитают игру соревновательного характера.

- нравится  работа над проектами в группах

На вопрос «Чтобы они хотели изменить на уроках»  были ответы

-ничего

-меньше писать на уроках русского языка

- не делать домашнее задание

- больше работать с компьютерами

- отменить двойки

  1. Виды технологий,  используемых в моей работе

Смена информационно-объяснительного обучения к инновационно- действенному связана с использованием новых компьютерных и других информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов,  фотоматериалов, интернета. Это все обеспечит учителю поисковую деятельность. Исходя из этого, можно отметить разнообразные инновационные технологии. Такие как, проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа различных ситуаций, метод проектов, сотрудничество в обучении и т.д.

Осознавая необходимость применения инновационных технологий в учебном процессе, я постаралась разобраться  в некоторых из них, тех, которые я применяю в практике своей работы. Это некоторые виды активных методов обучения: неимитационные методы, имитационные методы и метод проектов.                                            

Активные методы обучения

Деятельностный метод в обучении предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение,  а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

    Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой обучающиеся выступают не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Наиболее полную классификацию дала Мария Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения.

Таблица 1. Виды активных методов обучения

Неимитационные методы

Имитационные методы

неигровые

игровые

Круглый стол

Опыты

Групповая консультация

Олимпиада

Практические конференции

презентации

Ситуационные решения

Решение задач

Подведение итогов и оценка преподавателем знаний

Многовариативный выбор

Деловая игра

Ролевая игра

«Мозговой штурм»

Игровое проектирование индивидуального технологического процесса

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

Мною были рассмотрены два вида имитационных метода: деловая игра и ролевая игра.

Деловая игра

В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным существенным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные обобщённые ситуации в сжатом масштабе времени.

Мне удобнее всего их применять на занятиях внеурочной деятельности. Например, после изучения темы деления многозначных чисел в столбик я столкнулась с тем, что у детей вызывает трудности присутствие 0 при делении, или когда неполное частное меньше делителя.

На занятие по внеурочной деятельности я взяла деловую игру: Урок судебного заседания «Обвиняется цифра 0…». На этом уроке была разыграна ситуация судебного заседания.  Дети сами выбирали прокурора, адвоката, свидетелей защиты и обвинения. Каждой группе из трех был выдан пакет документов - материалы дела: история возникновения цифры 0, протокол исследования деятельности цифры 0, исковое заявление потерпевшего, примеры с допущенными ошибками. Дети решали, исключать ли цифру ноль из ряда цифр или оставить. В конце занятия мы пришли к выводу, что исключать 0 из ряда цифр нельзя, так как мы теряем целый разряд.

Разыгрывание ролей

Разыгрывание ролей – более простой, чем деловые игры, имитационный игровой метод активного обучения, требующий меньших затрат времени и средств на разработку и внедрение. Однако, он чрезвычайно эффективен при решении определенных плановых, проектных и производственных задач. Характеризуется следующими основными признаками:

- наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной       деятельности и распределении ролей между участниками

- взаимодействие участников посредством проведения дискуссии

- в процессе обсуждения преподаватель может корректировать условия: сообщать новые сведения или направить обсуждение в другое русло

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем

Метод проектов

Пересмотрев огромное количество разнообразных направлений в образовании, методов и приемов, многие учителя останавливаются на методе проектов или проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Метод проектов успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Возможно ли это в начальной школе? Может быть, но только при постоянном живом участии учителя, так как необходима постоянная поддержка учеников. А без координации действий учителя работа может зайти в тупик и у детей снизится интерес. Многие учителя убедились, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для учащихся начальной школы могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детский действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Она ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объемом и неоднородностью материала. Проектная задача носит принципиально групповой характер.

Внеурочная деятельность в 4 классе у меня проходила в виде «Проектного бюро». Я работала по учебному пособию В.Н.Суслова «Решаем проектные задачи»  4-5 класс и «Проводим расследование» 3-4-5 класс. Каждое задание охватывает несколько учебных предметов, имеет разный уровень сложности, в них затронуты различные темы (защита природы, археология, прогноз погоды, история, архитектура, здоровый образ жизни ит.д.).  Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, дает им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый результат.

Предполагается, что использование учителем новых  технологий  может быть эффективным средством для повышения качества обучения, закрепления  разных умений и навыков. Для проверки этой гипотезы я проводила эксперимент в 4 классе на уроке окружающего мира по  программе «Школа 2100». Этот учебный курс состоит из двух частей: «Человек и природа» и «Человек и человечество». Курс «Человек и природа» я разделила на два этапа. Первый этап мы проходили по традиционному объяснительно - иллюстративному  методу, а второй этап проходили с применением инновационных технологий, с целью повышения уровня познавательной активности.

В конце каждого этапа проводилась контрольная работа (по А.А.Вахрушеву). Я сравнила результаты двух контрольных работ. Моя гипотеза подтвердилась, так как результаты второй контрольной работы были выше первой. Считаю, что эффективность инновационных технологий доказана.

Заключение

Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов повышают мотивацию обучающихся и, в целом, решают комплекс воспитательных, обучающих задач.

Приложение 1

Лист опроса обучающихся.

  1. Зачем вы ходите в школу?
  2. Какой предмет вам больше нравится?
  3. Какой преподаватель вам больше нравится?
  4. Какой вид деятельности на уроках больше предпочитаете?
  5. Нравится ли вам работать за компьютером?
  6. Используете ли вы компьютеры при выполнении домашнего задания?
  7. В какие игры вы любите играть на уроках?
  8. Нравится ли вам работать в группах, создавать проекты?
  9. Что бы вы хотели изменить на уроках?

Приложение 2

Сравнительная диаграмма по итогам контрольной работы

по окружающему миру

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А. Радыгина

Контрольная работа по окружающему миру на 1 этапе:

% качества – 55%

% успевающих – 35%

% неуспевающих – 11%

Контрольная работа по окружающему миру на 2 этапе:

% качества – 73%

% успевающих – 27%

% неуспевающих – нет

Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Точка роста
Block title
ЕПГУ
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив новостей
Счетчик посещений
Copyright MyCorp © 2024