Вт, 19-Мар-2024, 09:15

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:

Модель психологической службы

Трудности общения и их причины

В жизни каждого ребенка наступает такой  момент, когда он начинает активно общаться со сверстниками. И ему приходится учиться самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга, внимание к интересам другого.

Так как ребенок не готов пока к общению, то у него возникают определенные трудности во взаимодействии с окружающими.

Каковы же причины того, что первые контакты вашего ребенка с другими людьми становятся для него травмирующими? Причин трудностей, возникших при общении, много, рассмотрим некоторые из них.

Первая причина того, что ваш ребенок не может установить контакт с другими, - его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывающиеся как единственные. Ребенок-эгоист – это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки. Привыкший к тому, что в семье – кумир и идол, все желания которого исполняются, к тому, что он – саамы лучший (ведь его уверяют в этом взрослые буквально каждую минуту) такой ребенок переносит этот сценарий и в компанию сверстников. Сверстникам не нравится, они не хотят подчинятся его воли, им очень трудно понять и принять его капризы. И вскоре они вовсе перестают общаться с таким ребенком. И бедняге, не понимающему, почему все его капризы не выполняются так же, как это происходит дома, бывает очень трудно перестроиться и понять, что общение со сверстниками требует какого-то иного поведения. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи дать все самое лучшее ребенку оборачивается порой серьезной проблемой: он не может научиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов.

Причина вторая – личностные качества ребенка – стеснительность, тревожность, нерешительность, присущие застенчивому человеку.

Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальными, и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток.

К детской застенчивости у родителей часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет. К тому же родитель уверен, что застенчивый ребенок не выкинет неожиданно какую-нибудь штуку. Застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты.

Застенчивость как черта характера не передается по наследству, наследуется лишь повышенная чувствительность нервной системы. Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт, - и вместо радости общение вызывает тревогу и страх.

Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Застенчивый человек убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И что внимание негативное. Что окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки и т.д. Стеснительные люди гораздо чаще других испытывают отрицательные эмоции – и когда находятся в реальной ситуации общения, и когда думают о ней.

И все же у разных людей застенчивость может проявляться в разной степени. От легкого замешательства при встрече с незнакомыми людьми, так и  до полного отказа от контакта.

Внешние признаки застенчивости:

- покраснение лица;

- потливость;

- дрожь;

- учащение сердцебиения;

- стесненное дыхание;

- согбенная поза;

- опущенные вниз глаза;

- тихий голос;

- неуверенность;

- скованность мышц и движений.

            Застенчивый ребенок по-настоящему страдает. Он не знает, как вести себя в новом месте, не может заговорить с незнакомыми, не знает, как завоевать расположение сверстников.

            Последствия застенчивости:

- она препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- застенчивость удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- она не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- застенчивость усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство – чувство вины. Застенчивый человек чаще всего «без вины виноватый»;

- она мешает ясно мыслить и эффективно общаться и, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии;

- застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности;

- энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями;

- накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции;

- застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной человек не столь много собой представляет, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же в состоянии донести свою значимость.

            В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни.

Многие из родителей мечтают видеть своих детей всегда активными, веселыми и уверенными в себе. Однако не каждый ребенок может быть таким, а главное, ни один ребенок не создан для того, чтобы удовлетворять желания и ожидания взрослых.

            Застенчивость формируется в тех семьях, где существует авторитарный стиль воспитания, где родители слишком властны и нетерпимы к малейшим недостаткам ребенка и считают своим долгом говорить об этом в резкой или, что еще хуже, в унизительной форме. А недостатком такие родители считают все, что не вписывается в их стереотип «идеального ребенка».

            Крайне неуверенные в себе дети вырастают и в тех семьях, где родители больше, чем нужно привязывают к себе. Есть высшая материнская мудрость, которая не возможна без любви: чувствовать, когда вашему ребенку очень нужно проявлять самостоятельность и не бояться этого. В противном случае мы формируем нежизнеспособную, слабую и зависимую личность.

            Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача преодолимая.

            Основные задачи родителей:

  1. Развить у детей самовосприятие.
  2. Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
  3. Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость

  1. Изменить стиль семейного воспитания.
  2. Известно, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяет себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни.
  3. Принимайте ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.
  4. Понимайте трудности, которые возникли на пути у ребенка.
  5. Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.
  6. Чаще хвалите своего ребенка и не бойтесь перехвалить застенчивого ребенка.
  7. Изменяйте не ребенка, а его поведение.
  8. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясняйте ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
  9. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.
  10. Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение.
  11. Как можно раньше приучайте детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
  12. Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Соц. педагог Усольцева С.Н


 

Маленькие секреты воспитания

 Каждый родитель должен понимать, что его ребенок живет своей жизнью, очень не простой. Семейные идеалы и ценности, привитые в раннем детстве, могут помочь ребенку сохранить свое здоровье и индивидуальность, сказать «НЕТ» наркотикам, алкоголю и табаку.

 Сохранить теплоту и открытость отношений в семье помогут Вам простые советы:

*      заранее задумывайтесь о том, как избежать конфликтов с ребенком в переходном возрасте;

*      поддерживайте доверительные отношения с ним с самого раннего возраста;

*      привыкайте делиться чувствами, будьте готовы принять проявление другим человеком радости или гнева, страха или удовольствия, любви или ненависти;

*      соблюдайте семейные традиции, встречаясь, прощаясь, собираясь за «круглым столом», желайте друг другу спокойной ночи;

*      проводите свободное время вместе, совершая прогулки, посещая театр, цирк или даже просто разгадывая кроссворды;

*      в конфликтных ситуациях придерживайтесь позиции «Я люблю тебя, но мне не нравится то, что ты сейчас делаешь».

 ВАЖНО ПОМНИТЬ: избежать конфликтов удается в таких семьях, где ребенку не приходится отвоевывать свободу, где родители сами предоставляют ему новые возможности выбирать и отвечать за свой выбор.

    В общении с ребенком есть важное правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Если контакт с ребенком нарушен, им следовать труднее, но все равно без них нельзя.

 У КАЖДОГО РОДИТЕЛЯ ЕСТЬ ВЫБОР:

Вырастить неудачника.


 

Для этого необходимо:


 

Вырастить счастливого ребенка.

Для этого необходимо:

· Постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми, подчеркивая его недостатки.

· Как можно чаще использовать слова «тупой», «глупый», «надоел», «не приставай», «нельзя», «нет», «отстань», «бери пример со старших», «помолчи» и т.д.

· Регулярно подсмеиваться над неудачами ребенка, подчеркивать, что маленький и слабый.

· Следить за каждым шагом ребенка, делать «правильные» замечания, не оставлять наедине со своими игрушками и мыслями

· Ни в коем случае не баловать ребенка, не разговаривать по душам, не отвечать на его «дурацкие» вопросы, не гладить по голове и не целовать…

 

· Любить ребенка за то, то есть, такой разный, вредный и ласковый, капризный и веселый.

· Выслушивать все рассуждения, мечты, тревоги и радости, которыми ребенок хочет поделиться с Вами.

· Хвалить Вашего ребенка, говорить: «Молодец, прекрасно. Спасибо!», «Это замечательная идея!», «Я люблю тебя».

· Смотреть в глаза своему ребенку, не стесняясь обнимать его, целовать – это основа душевного комфорта.

· Позволять Вашему ребенку знать Вас как человека, который тоже может ошибиться, а не только как безгрешного родителя.


 


 


 

Усольцева С.Н.,  соц. педагог МБОУ СОШ №7


 


 


 

Влияние никотина на психику человека

Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Точка роста
Block title
ЕПГУ
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив новостей
Счетчик посещений
Copyright MyCorp © 2024