Приоритетной целью государственной образовательной политики является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из центральных направлений развития системы общего образования выступает формирование образовательных условий для повышения функциональной грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, способы деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными в 2021 году.
Оценка функциональной грамотности проводятся в рамках международного сравнительного исследования PISA по трем видам грамотностей: читательская, математическая и естественнонаучная.
Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования". На сайте института можно ознакомиться с материалами исследования PISA.
Ближайшее исследование PISA, в котором примут участие 15-летние российские школьники (8-9 классы), пройдет весной 2022 года. Оценке будут подлежать математическая грамотности и креативное мышление. Следующее исследование пройдет в 2023/24 учебном году, оцениваться будет естественнонаучная грамотность школьников. В исследовании примут участие обучающиеся 6-7 классов этого года.
Обучающиеся и их родители могут познакомиться с заданиями, которые используются для исследования PISA с помощью открытого Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Для использования Банка заданий в образовательном процессе для учителей создан специальный Интернет-ресурс.
В Красноярском крае оператором проведения исследований PISA, а также организатором проведения краевых диагностических работ по читательской, естественнонаучной, математической грамотностям, является КГКСУ «Центр оценки качества образования». С материалами исследований можно ознакомиться на сайте учреждения.
Методическую поддержку образовательных организаций в вопросах создания необходимых кадровых условий для формирования функциональной грамотности обучающихся оказывает Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПК). В помощь специалистов в области управления и педагогов образовательных организаций, включенных в процессы формирования функциональной грамотности обучающихся, размещен информационный ресурс на сайте ИПК.
В Красноярском крае создан координационный совет по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Красноярского края, разработан региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/22 учебный год.