Что такое Управляющий совет, и зачем он нужен?
Каждое утро наши дети — и миллионы других российских детей — идут в школу. В школе проходит очень большая часть их жизни — их чему-то учат, им ставят оценки, их водят на экскурсии, рассаживают по партам; их жизнь, включая уроки, питание, медицинское обслуживание и т. п., как-то организована. Школа каким-то образом оборудуется, ремонтируется, финансируется, управляется — и всё это непосредственно влияет, в конечном итоге, на то, что происходит с нашими детьми. Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы,-то есть мамы, папы, бабушки и дедушки, работники вузов и работодатели, шефы и помощники школы и т. д., — можем повлиять на то, как устроена жизнь и учеба наших детей в школе? В сегодняшней привычной модели массовой российской школы «не можем», «не знаем», «не имеем права», «не наш вопрос» и т. п. Если ребенку в школе скверно, остается жаловаться начальству, что мало эффективно, или уходить в другую школу. Но какие гарантии, что «другая школа» будет лучше, чем «эта»? Гарантий нет. А наши права там будут иными, чем здесь? Да, вроде, нет. Будут теми же самыми, то есть никакими. Но вовсе не обязательно, что так должно быть всегда и везде. Есть школы, где отношения родителей с директором и учителями складываются в другой системе управления школой. В этой новой системе — и пока, увы, для нас очень непривычной — наряду с привычными фигурами директора, завуча, зав. департаментом, появляется новый внутришкольный орган власти — управляющий совет. В управляющий совет входят как представители государства, так и представители родительской, ученической, местной общественности. Участвуя в работе такого совета, вы сможете принять решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников профилей обучения и части школьной программы, вы сможете влиять на распределение школьных денег и на перспективу развития вашей школы. Конечно, управляющий совет не призван заменить директора, завучей и учителей школы — он должен их конструктивно дополнить. Управляющий совет школы — это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управленияшколой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др.,. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы. Все представителя этих участников входят в состав совета для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно будут «услышаны».На протяжении всей этой работы управляющие, наделяемые необходимыми правами и властными полномочиями, принимают конкретные решения, выполняемые всем «школьным населением».
По материалам сайта http://boards-edu.ru/
Управляющие советы — это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» — учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как «государственный». Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании»., это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) — не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа. В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса — учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в управлении школой — возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.
|